ДВАЖДЫ ГЕРОЙ

36

..Решением Совета депутатов города Королёв от 9 сентября 2015 звание Почётный гражданин города присвоено дважды Герою Советского Союза, летчику-космонавту Аксёнову Владимиру Викторовичу, который в этом году отметил свой 80летний юбилей. Более достойной кандидатуры на столь высокое звание, пожалуй, не найти.

ecd82c4e66_TvDN1pK3-Fw

В. В. Аксёнов родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы Касимовского района Рязанской области. У него, как и у других мальчишек военной поры, детство было коротким. Отец погиб на фронте в 1944 году. После смерти матери в 1949 году четырнадцатилетний юноша переезжает в подмосковный город Калининград (ныне – Королёв) к своей тёте Зинаиде Ивановне Симакиной, которая здесь трудилась учительницей. С тех пор уже более 70 лет Владимир Викторович Аксёнов связан с нашим городом.  

В 1953 году по окончании техникума по комсомольской путёвке он был направлен в авиационное военное училище в г. Кременчуг, с 1955 года продолжил учебу в Чугуевском авиационном училище летчиков-истребителей. Однако военным лётчиком ему послужить не пришлось – в связи с массовым сокращением Вооружённых Сил, в 1956 году он был уволен в запас.

Тем не менее, В. В. Аксёнов не отказывается от мечты о полётах. Возвратившись в подмосковный Калининград, с января 1957 года В. В. Аксёнов начинает работать конструктором в ОКБ-1 под руководством С.П.Королёва. Два десятилетия В. В. Аксенов проработал в конструкторских, проектных и испытательных отделах предприятия на разных должностях от конструктора до заместителя руководителя комплекса.

В. В. Аксёнов непосредственно участвовал в создании космических аппаратов, начиная с первого искусственного спутника Земли. В 1964 году стал одним из первых сотрудников созданного в ОКБ-1 по инициативе С.П.Королева летно-испытательного отдела, который возглавлял легендарный летчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин. С 1970 года В. В. Аксёнов руководил летно-испытательной лабораторией, созданной на самолете Ту-104, предназначенной для создания искусственной невесомости. На этом самолете-тренажере он совершил 250 полетов, 1250 раз находился в условиях искусственной невесомости (около 10 час) и 150 раз – в условиях лунной гравитации (около 40 мин).

Он занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков космических кораблей. Отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации. Принимал участие в разработке и испытаниях космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», станций «Салют».

Сразу после перевода в летно-испытательный отдел Владимир Викторович принес С. П. Королёву заявление с просьбой зачислить его в отряд гражданских космонавтов-испытателей. Но только после длительных медицинских комиссий и ежегодных отборочных проверок, только через восемь лет, в 1973 году В. В. Аксёнов был зачислен в отряд космонавтов. В «режиме подготовки» он находился ещё три года.

36

Свой первый космический полет В. В. Аксёнов совершил с 15 по 23 сентября 1976 года вместе с Валерием Федоровичем Быковским в качестве бортинженера космического корабля “Союз-22”. Это был первый полет по программе «Интеркосмос», в ходе которой В. В. Аксёнов проводил испытания многоспектральной фотокамеры МКФ-6, разработанной советскими и немецкими учеными и произведенной в ГДР на заводе «Carl Zeiss Jena». За этот полет было отснято двадцать миллионов квадратных километров земной поверхности (из которых 10 миллионов – территория СССР), благодаря мастерству Аксёнова удалось получить почти 95% снимков превосходного качества.

За успешное выполнение задач Владимир Викторович Аксёнов был удостоен звания Герой Советского Союза и награждён “Золотой звездой”, также он был награждён орденом Ленина и немецким орденом Карла Маркса (ГДР).

Каждый полет в космос – это шаг в неизвестное. Шаг, требующий от космонавта высочайшего мастерства, беспредельного мужества и сильной воли.

Через неполные четыре года, летом 1980 года Владимир Викторович Аксенов совершил свой второй космический полет. Вместе с Ю.Малышевым он должен был впервые испытать новый космический корабль “Союз-Т”. Особенностью этого корабля было то, что все его новые основные системы управлялись через бортовой компьютер. Это был первый “цифровой” космический аппарат. Американцы применили аналогичную систему управления на шаттле «Атлантис» только год спустя.

Испытательный полет сопровождался многими нештатными ситуациями и отказами, но все они были преодолены, и общая программа полета была полностью выполнена, а отказы были устранены на последующих кораблях.

Так, при сближении с межпланетной станцией «Салют-6» отказала автоматическая система наведения, и стыковку (впервые в истории космонавтики!) пришлось выполнить полностью в ручном режиме. Ручную стыковку взялся проводить именно В. В. Аксёнов. Выполнив все положенные операции, он сумел благополучно провести стыковку космического корабля «Союз Т-2» со станцией «Салют-6» со стороны агрегатного отсека.

Но на этом нештатные ситуации не прекратились. Из-за компьютерной ошибки вдруг запустилась команда на подготовку к отстрелу спускаемого аппарата от незаторможенного корабля. В результате капсула с космонавтами упала бы на Землю только через много суток, а экипаж бы погиб от удушья, поскольку запасы кислорода ограничены. До отстрела оставалось всего 120 секунд. За это время программисты ЦУП  успели остановить выполнение команды. Экипаж “Союз Т-2” был спасён.

Впереди было ещё одно, третье испытание – спуск и посадка. Тогда спускаемый аппарат весом в 3 тонны сильно раскачало на парашютах, в результате чего удар о Землю был таким мощным, что шаровидный спускаемый аппарат ещё несколько раз подскакивал и катился словно мяч. В результате подскоков тяжеленный приборный пульт сдвинулся с креплений и придавил космонавтов, если бы он сорвался с креплений, до чего оставалось немного – то последствия могли быть тяжёлыми.

Несмотря на испытания, всё же и новый “цифровой”  корабль, и  его экипаж успешно справились со всеми сложнейшими внештатными ситуациями. Новая конструкция подтвердила свою жизнеспособность. «Союз Т-2» стал прародителем всех кораблей, которые и сейчас осуществляют услуги по доставке космонавтов и астронавтов на Международную космическую станцию.

После второго космического полета, за успешное проведение которого В. В. Аксёнов получил вторую “Золотую звезду”, он продолжил работу в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, где участвовал в подготовке экипажей к новым космическим полетам.

В. В. Аксёнов не только успешно выполнил комплексные полетные задания на космической орбите, но и внес большой вклад в разработку и создание автоматических систем исследования окружающей среды и природных ресурсов Земли. С 1988 года он руководил Государственным научно-исследовательским центром по изучению природных ресурсов, а с 1990 года – НПО “Планета”.

В. В. Аксёнов успешно защитил диссертацию, он действительный член трех Академий – Международной Академии наук информационных процессов и технологий им. Н. Винера, Государственной Русской Академии и Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского.

Помимо прочего В. В. Аксенов вел немалую общественную работу. Он являлся заместителем председателя Советского Фонда мира, затем председателем постоянной комиссии «Мир и устойчивое развитие» Международной Ассоциации фондов Мира.

С июля 2015 года Владимир Викторович является заместителем председателя общественной палаты города Королёв. Он пытается помочь решению многих городских проблем, используя свой авторитет и опыт содействует привлечению ресурсов федерального и регионального уровня для развития нашего наукограда. В. В. Аксёнов частый гость на общегородских мероприятиях в г. Королёве. Он выступает перед ветеранами космической отрасли и молодежью города, встречается с учеными, краеведами и журналистами. Таковы лишь некоторые общие черты портрета нашего героя, который, по сути является олицетворением космической столицы России и безусловно заслуженно стал Почётным гражданином г. Королёв.

.М. Гацко.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter для отправки сообщения об этом

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ КО ДНЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ КО ДНЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Активисты Королёвских отделений «Дети войны» и «Союз советских офицеров» приняли участие во встрече с ветеранами Великой Отечественной войны в Колледже космического машиностроения и технологий Технологического университета

В.З.ДВОРКИН: УЧЕНЫЙ, ГЕНЕРАЛ, ПРИЗНАННЫЙ ЭКСПЕРТВ.З.ДВОРКИН: УЧЕНЫЙ, ГЕНЕРАЛ, ПРИЗНАННЫЙ ЭКСПЕРТ

Почётный гражданин города Королёв, генерал-майор Дворкин Владимир Зиновьевич родился 12 января 1936 г. в Ленинграде. Окончил Рижское Нахимовское училище (1953), Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С.

Яндекс.Метрика